О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
Тот, кто хотя бы раз видел пожар, знает какое это страшное бедствие. Он не только губит материальные ценности, но порой уносит самое дорогое – человеческие жизни. К сожалению, не только дети, а иногда и взрослые имеют смутное представление о пожароопасных свойствах предметов, окружающих нас в жизни. В большинстве случаев люди на пожарах, особенно дети, гибнут не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания. У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях они обычно прячутся под кровати, в шкафах, укромных уголках комнат, не пытаются бежать и тогда, когда двери не закрытые. Отыскать детей в задымленных помещениях порой бывает нелегко.
Примерно каждый восьмой пожар возникает от детской шалости с огнем, от их неумелого, не осторожного обращения с ним.
В работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности необходимо отнестись со всей серьезностью. Если мы не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности.
Помочь им в этом обязаны мы – взрослые. Поэтому необходимо детям разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми и нагревательными приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения, вызвать пожарную помощь. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, в лесу правила пожарной безопасности.
Преобладающим способом сообщения новых знаний является чтение стихов, рассказов, сказок, рассматривание рисунков, плакатов на противопожарную тему.
В возрасте от трех до семи лет дети часто в своих разнообразных играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их труд. Велика любознательность ребенка. Ему хочется, как можно скорее все узнать и испытать все самому. И, конечно, в первую очередь ребенка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым в детстве он встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь, горят дрова в печке – огонь, зажигается в комнате свет – огонь. Нельзя быть уверенным в том, что ребенок, оставшись один в доме (или в квартире), не решиться поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу в игрушечной печке, не попытается по примеру родителей включить в электросеть плитку, чайник или другой электронагревательный прибор, не устроит костер, который он когда-то видел в лесу или в поле т.д. Это подтверждается анализом пожаров от детской шалости.
Особенное внимание следует обратить на недопустимость оставления спичечных коробок в местах, доступных для детей. Можно смело утверждать, что если бы взрослые надежно прятали спички, то 75% пожаров от шалости детей с огнем вообще бы не было.
Отыскать же детей в обстановке развившегося пожара при высокой температуре и сильном задымлении – задача нелегкая. У детей, начиная с 3-7 летнего возраста, необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем. Рассказывая ребенку, почему нельзя играть с огнем, нужно стремиться к тому, чтобы он осознал, что спички – не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре, как о тяжелом бедствии людей. К беседе следует хорошо подготовиться и провести ее в доступной для ребенка форме, так как иначе рассказ может не вызвать у ребенка желательной реакции, а, наоборот, возбудит интерес к огню. Известно, что маленькие дети значительно легче и глубже усваивают знания, приобретают те или иные навыки, если объяснения взрослого сопровождаются показом. Немаловажное значение для воспитания навыков острожного обращения с огнем имеет воспитание у детей, начиная с раннего возраста, любви к порядку, бережливости и труду. Поступки и действия взрослых также имеют большое воспитательное значение. На ребенка сильнее всего действуют не слова и нравоучения, а примеры отца и матери. Уже этот факт, что взрослые всегда сами осторожны с огнем и не дают детям играть с ним, оказывает известное влияние на ребенка. Наоборот, если взрослые в присутствии ребенка бросают где угодно непотушенные папиросы и спички, пользуются для освещения зажженной бумагой, разжигают дрова в печке с применением керосина или бензина, то дети неминуемо будут этому подражать. Дома родители, а в дошкольном учреждении руководитель и воспитатели должны обеспечить безусловное соблюдение правил противопожарной безопасности всеми членами семьи и сотрудниками детского сада, строго поддерживать противопожарный режим и незамедлительно устранять любые причины, которые могут привести к возникновению пожара. Любые игры с огнем должны немедленно пресекаться. Вовремя остановить ребенка, удержать его от шалости с огнем – долг не только родителей, воспитателей, но и всех граждан. Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Наряду с другими нравственными качествами семья, детский сад, школа воспитывают у детей бережливое отношение к личному имуществу граждан. Привитие детям навыков осторожного обращения с огнем и безусловного выполнения правил пожарной безопасности составляют одну из сторон решения этой задачи. При повседневном и настойчивом контроле со стороны взрослых эти навыки со временем перейдут у детей в привычку, сохраняться на всю жизнь.
В целях формирования у детей и взрослых осознанного и ответственного отношения к мерам пожарной безопасности в МАДОУ каждый год организуются месячники, недели по пожарной безопасности. В данных мероприятиях принимают участие: сотрудники, дошкольники, их родители.
В детском саду имеется:
- журнал инструктажей (в каждой группе)
- план эвакуации при пожаре;
- установлена пожарная сигнализация;
- установлено аварийное освещение;
- имеется несколько аварийных выходов;
- с персоналом и детьми проводиться инструктаж по противопожарной безопасности;
- составлен и утвержден график проведения мероприятий на учебный год;
В работе с детьми и родителями по ПБ наш педагогический коллектив использует разнообразные формы профилактической работы.
Воспитатели проявляют творчество при оформлении развивающей среды для воспитания у детей правил противопожарной безопасности:
Вместе с родителями подбирают иллюстрации, плакаты, открытки на эту тему. Своими руками оформляют познавательные альбомы с загадками, пословицами, стихами, фотографиями:«Пожарные машины», «Огонь – судья беспечности людей», «Огонь добро и зло», «Огонь добрый и злой», и т.д.
Воспитатели, работая над проблемой воспитания безопасности дошкольников, вместе с детьми оформляют уголки по пожарной безопасности - «Моя - безопасность».
С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»,
Б. Житков «Дым», «Пожар в море» и т.д. Проводят беседы по пожарной безопасности и чрезвычайных ситуациях.
Эта работа расширяет представления детей об охране жизни в различных чрезвычайных ситуациях.
Вся организованная работа позволяет напомнить и расширить кругозор взрослых и детей по противопожарной безопасности, в доступной форме познакомить с различными опасными ситуациями и умением их преодолевать.
Буклет для родителей "Пожарная безопасность детей"
Видеоматериал по профилактике гибели и травмирования детей на пожарах https://youtu.be/kzDZpXqgZQk
Азбука пожарной безопасности от ГУ МЧС России по Пермскому краю https://59.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4137261
Детям о правилах пожарной безопасности от ГУ МЧС России по Пермскому краю https://59.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/3189463
Дополнительная информация о пожарной безопасности для дошкольников в сообществе "ВКОНТАКТЕ" → https://vk.com/club175646078
Разработка сайта РА "ПТИЧКА"